Преждевременный износ транспортёрной ленты часто возникает из-за нарушения её центровки. Эта же проблема вызывает чрезмерную нагрузку на привод ленточного конвейера и его поломку.
Нарушение центровки может появляться не только из-за искривления несущей конструкции винтового устройства относительно его центральной оси. Причиной нарушения может быть:
Благодаря центрированию конвейерной ленты, можно снизить вероятность изнашивания рабочей обкладки и деформацию боковых сторон. Процесс включает в себя не только исправление очевидных недостатков (например, устранение перекоса става), но и другие мероприятия.
Обеспечение параллельности натяжному барабану и приводному барабану – это самый элементарный способ центрирования ленты. Регулировку выполняют с помощью регулировочных винтов: с того края, куда движется лента, деталь ослабляют, с другого – подтягивают. Работу выполняют медленно, делая за один раз не больше пол-оборота. По завершении регулировки барабанов обязательно осуществляют проверку результата путём запуска ленты «вхолостую».
Часто уход полотна в сторону происходит из-за неполного общего натяжения: лента просто проскальзывает на валах, а затем сползает в сторону. Эту неполадку исправляют регулировкой натяжения. При этом обязательно контролируют процесс, чтобы не допустить перетягивания ленты. Оптимальное рабочее натяжение составляет 1% от длины полотна. Его можно добиться:
Регулирующие ролики обеспечивают сохранение правильной центровки при эксплуатации линии.
Регулирующую роликоопору фиксируют на несущей конструкции механизма вместо стандартного ролика. К опоре жёстко крепят лишь боковины. На них ролик крутится и наклоняется относительно центральной оси. Когда лента двигается прямо, механизм работает по тому же принципу, что и обычная роликовая опора. Но когда лента смещается, деталь под действием давящего усилия на один из краёв начинает отклоняться вслед за полотном и принимает диагональное положение. За счёт увеличения силы трения и разности скоростей лента возвращается на место. И ролик движется за ней. Помимо регулирующих элементов для горизонтальных ленточных конвейеров, разработаны роликовые опоры для транспортёров с лентой в виде жёлоба. Такие механизмы по принципу действия схожи с регулировочными опорами. Они дополнены наклонными роликами.
Оба вида роликоопор не только регулируют конвейерную ленту. Они предотвращают боковой сход рабочей ветви полотна и ускоренный износ транспортёрной ленты, повышают общую производительность конвейера и минимизируют риск просыпания материала. Последнее может привести не только к порче других элементов транспортёра, но и к вынужденному простою линии.